Вашим друзьям это тоже полезно. Поделитесь с ними.
Источник
Родители нередко сталкиваются с противодействием со стороны чиновников/должностных лиц в случае производства видеосъемки на личный смартфон или устройство для видеозаписи на приеме в гос. органе или учреждении.
В качестве оснований для отказа в осуществлении видеосъемки, чаще всего, должностные лица ссылаются на недопустимость использования изображения без их согласия или на нарушение законодательства о персональных данных
Так ли это? Предлагаем ознакомиться с разъяснением обоснования законности видеосъемки в личных целях.
Прежде всего, фото- и видеосъемка одним гражданином другого возможна, но ее осуществление не должно посягать на личные права участников съемки.
Во-первых, следует отметить, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований законодательства (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ).
В соответствии с п.4 ст. 29 Конституции РФ «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.»
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”»: «Необходимо обеспечивать баланс права каждого на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом и права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на охрану своего изображения».
Следовательно, исходя из ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, фото- и видеосъемка в общественном месте не допускается только в том случае, если ее производят с целью сбора информации о частной жизни человека.
Во-вторых, изображение гражданина может быть использовано, если он является публичной фигурой, или съемка осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией.
Как разъяснил Верховный Суд РФ: «без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подп. 1 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.
Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли» (п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, без согласия не допускается только съемка для получения информации о частной жизни чиновников или должностных лиц.
Видеосъемка допустима лишь при наличии общественного интереса.
Необходимо разобраться — что понимается под общественным интересом?
В законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное понятие «публичный интерес». Вместе с тем в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части Гражданского кодекса Российской Федерации» по поводу содержания публичного интереса касательно сделок указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
По аналогии мы можем применить это понятие и к иным гражданско-правовым отношениям. Например, отвечает признакам общественного (публичного) интереса съемка личного приема гражданина в отделе социальной защиты населения или в отделе управления образованием, когда заявитель отстаивает не только права и законные интресы своего ребенка или свои собственные, но и интересы неопределенного круга лиц, заявляя о незаконности принуждения к получению госуслуг в электронной форме.
В целом, не является нарушением закона осуществление съемки с целью фиксации исполнения чиновником или должностным лицом своих служебных обязанностей.
Согласно положениям п.п. 1,2 ст. 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ «К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации".
Поэтому разъяснение чиновником или должностным лицом прав и обзанностей граждан, или дискуссия на указанную общественно-значимую тему, являются источниками общедоступных сведений.
Также правоотношения в сфере осуществления видеосъемки чиновников и должностных лиц регулируются Указом Президента РФ №2234 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (31.12.1993), согласно п.3 которого, деятельность должностных лиц и государственных институтов власти, госпредприятий и заведений подчиняется принципам открытости в вопросах информации.
Фотографирование и видеосъемка несовершеннолетних в общественном месте не являются запрещенными законом, разумеется, если изображения несовершеннолетних граждан не используют в противоправных целях, не собирают о них личные сведения и не преследуют коммерческой выгоды.
Необходимо знать, что существуют и исключения, когда видеосъемка может быть полностью запрещена или произведена только со специального разрешения:
–в судебном заседании. Видеосъемка возможна только после удовлетворения судом соответствующего ходатайства гражданина;
–по аналогии с судебным заседанием, как правило, проводятся заседания комиссий по делам несовершеннолетних, поэтому прежде чем проводить видеосъемку, нужно заявить председателю КДН ходатайство;
–в учреждениях, относящиеся к пенитенциарной системе (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы);
–закрытые заседания Государственной Думы;
–объекты военного и стратегического назначения;
–пункты таможенного оформления и пункты пограничного контроля.
Подводя итог, можно сделать вывод о допустимости производства видеосъемки чиновников или должностных лиц без их согласия, если видеосъемка связана исключительно с осуществлением указанными лицами их трудовых обязанностей, при этом оператор съемки не производит сбор личных данных о должностых лицах, целью съемки служит не коммерческий, а общественный интерес.
Перечень нормативно-правовых актов, которые разрешают вопрос о проведении видеосъемки чиновников/должностных лиц в связи с исполнением ими служебных обязанностей:
1) пункт 4 статьи 29 Конституции РФ;
2) ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
3) п.п. 1,2 ст. 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ;
4) п.3 Указа Президента РФ №2234 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (31.12.1993);
5) п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Если все же Вам отказывают в осуществлении видеосъемки чиновников/должностных лиц в связи с исполнением ими служебных обязанностей, то рекомендуем подать жалобу руководителю этого должностного лица, а затем (если ситуация не разрешится) — в прокуратуру. СКАЧАТЬ Образец заявления
Комментариев нет:
Отправить комментарий